Обучение игре на гитаре Уроки игры на балалайке Уроки игры на балалайке 2 История русской музыки Семья Пища Игровая Друзья Связаться с нами
Присоединиться в Соц.сетях
Народная Игра на балалайке. О Народном строе балалайки.
Веками русские люди играли на праздниках на народных инструментах: гуслях, дудочках, гудках, домрах, а потом и на балалайке и гармони.
Под музыку люди пели песни и плясали.
Познакомившись когда-то с русской народной культурой и русскими народными песнями мы решили выкладывать простые уроки обучающие игре на балалайке.
Чтобы любой человек, которому это будет нужно, смог бы научиться игре на балалайке. И постепенно освоив это умение заиграл бы на празднике русские народные песни. И под эти наигрыши можно было бы спеть русские песни или поплясать.
 
Мы начали размещать первые видео и к нам стали поступать отзывы от людей, как с благодарностью, так и с резким неприятием. Большей частью такое неприятие шло от людей, которые знают игру на балалайке школы Андреева. Эта школа сильно отличается от обучения простой народной игре на балалайке. Там всё другое и намного сложнее, чем играл простой народ. Даже настройка балалайки для игры отличается: есть Народный строй, а есть Андреевский строй, академический строй.
 
Неприятие и не понимание рождало внутри вопрос: почему люди так отзываются? И приходил простой ответ. Что часто люди чуждаются народной игры на балалайке, потому что просто не имеют представления для чего же она нужна. А за чем вообще люди играли на русских народных инструментах? Играли вне консерваторий, даже вернее будет сказать, ещё задолго до создания разных консерваторий, училищ и других музыкальных образовательных учреждений.
 
Однажды мне написала одна женщина и то, что мы с нею обсудили я, с её согласия, выкладываю здесь ниже. Чтобы наша переписка помогала людям разобраться в назначении народной игры на балалайке.
---
На мою почту пришло письмо со ссылкой на видео, где девушка мастерски играет на балалайке песню «Сронила колечко». Текст письма:
«Это видео не для сравнения несравнимого, а для дум».
---
Вот я и начала думать :) и написала автору сообщения такой ответ:
«Вы сможете под это прекрасное слуховое произведение попеть и поплясать на русском народном празднике? Я, например, нет.
А вот вы послушайте подпевки и наигрыш под драку - в одном нашем уроке, возможно вы сможете понять русскую народную игру на балалайке...»
 
И отправила в ответ ссылку на видео Максима «Урок 9. Наигрыш под драку».
---
Через некоторое время от этой женщины мне пришёл такой ответ:
«Здравствуйте! «Сронила колечко» это прекрасная песня из репертуара уважаемой Людмилы Георгиевны Зыкиной, так что «попеть» её можно. Я Вам показала именно её для того, чтобы Вы услышали на примере русской песни, что балалайка - абсолютно не лубочный, а многогранный и уникальный инструмент с очень большими возможностями, как в техническом, так и в звуковом аспекте.
Абсолютное большинство людей даже в нашей стране воспринимают балалайку именно такой, какой её показываете Вы - легкомысленной, очень ограниченной «тренди-бренди» (простите). Это очень печально, если не сказать больше. Именно поэтому Ваши уроки вызывают стойкое неприятие. Зачем заведомо принижать инструмент, который давно уже вышел за рамки «завалинки»? Вы поддерживаете в сознании людей очень нехорошие и, главное, несправедливые стереотипы.
Те же «Валенки», «Винят меня в народе», «Кольцо души - девицы» и прочие народные песни в обработке Шалова на хорошем инструменте в умелых руках звучат просто потрясающе, послушайте Владимира Борисовича Болдырева, Андрея Александровича Горбачева, Блинова, Данилова (я умышленно не называю молодых исполнителей). Зачем же сознательно низвергать балалаечку на примитивный лубочный уровень?
Я надеюсь, у нас с Вами общие стремления - возродить интерес в обществе к балалаечке и «треугольной» музыке. Так давайте прежде всего уважать этот инструмент и наш народ, который достоин слушать его в самой лучшей его ипостаси.
С надеждой на понимание.»
---
«Здравствуйте, я вас понимаю.
Звучит балалайка в руках мастеров действительно прекрасно.
Но отчего же ваша печаль? Давайте задумаемся.
Если  я и вы знаем о её возможностях, но мы почему-то не играем на ней мастерски, а играем по-простому и обучаем играть простую народную игру на балалайке. Может быть у нас немного иная задача, чем у вас? Для чего люди научившиеся в Консерватории играют на балалайке? Для того, чтобы поражать слушателей. Почти никогда на концертах люди не поют песни, скорее они слушатели. Слушающие люди на концертах никогда не пляшут так, как пляшут и поют на простом русском деревенском празднике в жизни.
 
И вам печально, что мы не обучаем умениям как в консерватории. А в чём разница нашего обучения и консерваторского? Я думаю, что мы стремимся к разному. При обучении в консерватории люди учатся мастерству извлечения звуков из инструмента. С помощью этого мастерства возможно выразить душевное отношение к музыке и слушающие люди будут восторгаться великолепным умением музыканта и звучанием балалайки. Это прекрасная задача и для желающих идти этим путём с этой целью прямая дорога обучаться в консерваторию.
А наша задача возрождение русской народной культуры и в частности русской народной игры на русских народных инструментах. И если задача обучить народной игре на музыкальных инструментах, то можно рассмотреть, а как играли в народе и для чего играли на музыкальных инструментах? Простые русские люди обучались друг у друга и играли для людей музыку на праздниках и посиделках. Люди просто собирались вместе и пели и плясали русские народные песни. Молодые люди играли в игры и всякие забавы, часто забавой были драки на кулачки и стенка на стенку. На большие праздники водили хороводы, карагоды, плясали Тимоню и другие плясы.
Это всё было огромной частью жизни у русских людей, когда они вместе пели и плясали под музыку русских народных инструментов. И хорошо, что сейчас это не утеряно и многие люди пробуют возрождать нашу русскую культуру и жить по-русски.
 
Возможно среди тех, кто у нас научится играть по-простому на балалайке найдутся и те, кто с любовью будет осваивать и дальше это умение. И они пойдут учиться к лучшим мастерам в Консерваторию. Потому что простая игра на балалайке влюбляет в этот замечательный инструмент. Я сама никогда не умела ни на чём играть. А по этим урокам я теперь научилась игре и могу взять и сыграть и спеть любимые русские народные песни и поплясать на празднике со своими детьми и мужем. И это не бренькание, а ИГРА на балалайке. Я даже немножко горжусь собою, что сумела научиться простой игре. Это умение было в народе, а сейчас совсем уходит вместе с деревенскими стариками. В консерватории же звучание балалайки становится каким-то похожим на музейное великолепие, когда можно завороженно послушать и только.
Попеть обработки песен мало кому удается, да и не хочется, если честно сказать заниматься обработками, потому что есть родное и не обработанное звучание простых русских песен. Плясать на концертах вообще не принято, только слушать. Это вообще совсем иной подход к музыке, это не русская народная жизнь.
Мы помогаем людям обучиться простой народной игре и за это получаем благодарный отклик от наших учеников.
Не знаю, если бы вы жили русской жизнью: пели и играли народные песни дома с родными и близкими, вы бы смогли понять, что, пожалуй это, важнее будет изысканного мастерства избранных людей для консерваторий и концертов. Конечно великолепное мастерство нельзя придавать забвению. Но требуется понимать, а для чего же оно на самом деле нужно?
 
Наши уроки рассчитаны не на мастерство, а на умение играть. Люди, которые не умели играть на балалайке, но хотят научиться играть обязательно научатся простой народной игре. Они смогут подыгрывать на праздниках и под их игру другие люди смогут и поплясать и спеть песни и даже позабавляться. И здесь важно не мастерское умение, а простое умение. Причем оно ничуть не хуже, так как для души, а не для слуховой оценки сторонних наблюдателей.
 
П.С. Я хотела бы разместить нашу переписку на своём сайте для людей, чтобы у них было понимание о русской народной культуре. Вы согласитесь на размещение нашей переписки?».
---
«Здравствуйте! Я совершенно не против, если это поможет делу популяризации русских инструментов. Единственное, что я добавлю в качестве резюме: любую музыку, в том числе народную, необходимо слушать в хорошем профессиональном исполнении на хороших инструментах - это необходимое условие для формирования подлинного интереса у слушателя. Прошу Вас, показывайте людям не только домашнее музицирование, но и профессиональных исполнителей на народных инструментах, благо, есть кого показать и послушать.
С уважением».
---
«Спасибо!»
Был мой ответ и вот эта переписка представлена здесь. И я надеюсь, что кому-то она поможет разобраться и понять что же такое ИГРА на балалайке или других музыкальных инструментах.
 
П.С.(после словие) На эту переписку стали приходить отклики от людей. Я размещаю ниже самые первые.
А если вам будет любопытно узнать и другие мнения людей, тогда прочтите Оставленные отзывы в нашей Гостевой книге на сайте или в группе Вконтакте в Обсуждении или на канале Ю-туб под первым видео «Урок 1. О Настройке».
---
Игорь:
«Привет Ватруша. Почитал твою переписку на ютюбе. Вот что я родил. Когда загорелся играть на балалайке, узнал что есть разный строй, разные аккорды, одна балалайка у меня тогда уже была, вторую купил, настроил их, одну народным строем другую академическим, слава богу слух есть. думал учиться играть и так и этак... и что в итоге, балалайки у меня уже три и все в народном строе. академические аккорды пусть берут академики в академиях и играют в консерваториях классическую музыку и не лезут в народ, академический строй рассчитан на долгие годы и худые ни на что не годные кроме игры на инструментах пальчики, именно не пальцы, а пальчики! Вы когда нибудь видели рабочие руки тракториста или слесаря? Так вот эти трактористы с "сосисками" в место пальцев, спокойно с играют народном строе что угодно. А балалайка это народный инструмент, и играет на нём народ, который работает и в поле и в лесу и в стужу и зной и не академическими аккордами, на которые даже смотреть страшно, а народными. Даже название говорит само за себя народный строй. Максиму ещё раз огромное спасибо и тебе конечно тоже!!!».
---
fred2292:
«Молодец, никого не слушай - может ты и не мастер, но дело делаешь нужное. Долгими зимними вечерами крестьянин заскорузлыми пальцами играл страдания на балалайке задолго до Андреева. Академическая балалайка и народно-крестьянская - разные инструменты по целевой аудитории, точно так же как классическая гитара и дворовая».

---
Теперь желающие могут начать обучаться игре на балалайке.
Для этого нажмите на стрелку и вы перейдёте на страницу со всеми нашими уроками.
Поделиться